ВВЕДЕНИЕ
В 1989 г. руководящие органы ВОИС поручили Международному бюро ВОИС подготовку исследования, которое могло бы стать основой для соответствующих рекомендаций правительствам по вопросам коллективного управления некоторыми видами прав в области авторского права и смежных прав.
Такое исследование содержится в настоящем документе. Данный документ описывает основные сферы и типичные формы коллективного управления авторским правом и смежными правами, исследует основные проблемы, возникающие в связи с таким управлением, и в заключение на основе указанного исследования формулирует некоторые рекомендации по созданию и деятельности организаций по коллективному управлению правами.
Исследование не содержит детального анализа структуры и деятельности различных организаций по коллективному управлению правами, а сосредоточивается лишь на наиболее характерных особенностях такого коллективного управления. В этой связи наиболее важными характерными чертами являются те, которые связаны с ответами на два основных вопроса:
- каковы необходимые элементы и условия для эффективной деятельности системы коллективного управления правами?
- каковы должны быть условия для того, чтобы такая система соответствовала международным обязательствам в области охраны авторского права и так называемых смежных прав, в частности, минимальному уровню охраны и принципу национального режима, предусмотренным Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений (далее «Бернская конвенция») и Международной конвенцией по охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (далее «Римская конвенция»)?
Исследование основывается на большом количестве данных, полученных от различных международных неправительственных организаций, а также от организаций по коллективному управлению правами, и на комментариях, которые были сделаны группой консультантов ВОИС по вопросам коллективного управления авторским правом и смежными правами ( Женева, 19 — 23 марта 1990 г.), обсуждавших проект исследования.
Основным автором исследования является директор отдела авторского права ВОИС д-р Михали Фичор.[*]
I. ПОНЯТИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЕГО
РОЛЬ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АВТОРСКОГО ПРАВА И
СМЕЖНЫХ ПРАВ
1. Исключительное право автора использовать свое произведение или разрешать его использование другим лицам является основным элементом авторского права, такое же право в тех случаях, когда оно признано, является основным и для обладателей так называемых смежных прав (данный термин, используемый для краткости, обычно охватывает права исполнителей, производителей фонограмм и права вещательных организаций. Вместе с тем этот термин в более широком смысле охватывает также и другие права, например, право издателей на типографское оформление публикуемых ими книг).
2. Важно отметить, что по своей сути исключительное право носит не только запретительный характер, т.е. цель этого права не состоит исключительно в том, чтобы на его основе правообладатель имел право запрещать другим лицам использование своего произведения (или продукции, охраняемой нормами смежного права, и в этой связи, говоря о произведении, мы подразумеваем, когда это возможно, и продукцию, охраняемую нормами смежного права). Он может, конечно, запрещать использование произведения, но истинная ценность исключительного права состоит в том, что его обладатель имеет гарантии того, что произведение будет использоваться способами, которые соответствуют его намерениям и интересам.
3. Исключительное право может использоваться наиболее полным способом в том случае, если оно используется самим правообладателем на индивидуальной основе. Тогда правообладатель может осуществлять контроль за распространением своего произведения, может лично принимать решение об экономических условиях его использования, а также может более тщательно следить за соблюдением должным образом его имущественных и неимущественных прав.
4. Однако еще задолго до образования международной системы охраны авторского права существовали определенные права, и это прежде всего право на публичное исполнение недраматических произведений, которые могли осуществляться на индивидуальной основе лишь с большим трудом. Затем с появлением новых технологий область, в которой индивидуальное осуществление прав невозможно или, по крайней мере, непрактично, постоянно и быстро расширялась. Появилось много других случаев, когда правообладатели не могли индивидуально отслеживать использование своих произведений, вести переговоры с пользователями и собирать с них авторское вознаграждение.
5. В этих случаях время от времени возникала мысль о том, что, если исключительные права не могут быть осуществлены традиционным способом на индивидуальной основе, они должны быть либо вообще ликвидированы, либо сведены лишь к праву на получение вознаграждения. Однако это совершенно не оправдывает требования о том, что если право не может быть осуществлено способом, которым оно традиционно осуществлялось, то оно должно быть либо ликвидировано, либо значительным образом ограничено.
6. Причина, по которой во многих случаях авторское право и смежные права не могут быть осуществлены правообладателем на индивидуальной основе, состоит в том, что произведения используются очень большим количеством пользователей. Отдельный правообладатель не имеет возможности индивидуально отследить все эти использования, провести переговоры с пользователями и собрать вознаграждение.
7. Однако в такой ситуации не стоит делать вывод о том, что необходимо введение системы принудительных лицензий. Имеется гораздо более приемлемый способ, а именно коллективное управление исключительными правами.
8. В рамках системы коллективного управления правообладатели уполномочивают организации по коллективному управлению осуществлять управление их правами: отслеживать использование их произведений, вести переговоры с возможными пользователями, выдавать им лицензии за соответствующее вознаграждение и при определенных условиях собирать такое вознаграждение и распределять его между правообладателями. Все это может рассматриваться как определение коллективного управления.
9. Нельзя отрицать, что при таком коллективном управлении контроль со стороны правообладателей за определенными моментами осуществления их прав становится более или менее косвенным. Однако если система коллективного управления функционирует должным образом, эти права сохраняют свой исключительный характер и таким образом наилучшим способом из всех возможных проявляют себя в современных условиях, хотя бы и посредством коллективного управления.
10. Несмотря на то, что в первую очередь система коллективного управления служит интересам обладателей авторского права и смежных прав, она также дает преимущества и пользователям, которые таким образом могут получить доступ к необходимым им произведениям наиболее простым способом. Кроме того, поскольку коллективное управление снижает расходы по переговорам с пользователями, по отслеживанию использования и по сбору вознаграждения, то эта система является и сравнительно дешевой.
11. Элементы полностью развитой системы коллективного управления описаны в п. 8 настоящего раздела. Вместе с тем имеются случаи, когда правообладатели уполномочивают организацию по коллективному управлению выполнять не все упомянутые в этом пункте функции, а лишь некоторые из них. (Так, например, как это сказано в подразделе «Г» раздела II, авторы драматических произведений, как правило, непосредственно ведут переговоры и заключают договоры с театрами, в которых определяют размер своего вознаграждения. Авторы драматических произведений поручают организациям по коллективному управлению лишь сбор данного вознаграждения и перечисление его им).
12. Специального рассмотрения требуют случаи частичного коллективного управления, а именно управление при наличии в законе принудительных лицензий. Причиной того, что управление в этих случаях не является полным, является неполнота самих прав, управление которыми осуществляет организация, т.к. управление в этом случае осуществляется не правами, носящими исключительный характер, а лишь правом на получение вознаграждения. Хотя коллективное управление рассматривается как наиболее приемлемая схема, позволяющая избежать применения принудительных лицензий, организации по коллективному управлению могут играть, а во многих случаях и действительно играют важную роль также и в случаях применения принудительных лицензий (хотя эти организации и не выдают лицензий, они могут вести переговоры о размере вознаграждения, а также в соответствующих случаях собирать и распределять его).
II ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ И ТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОРСКИМ ПРАВОМ И СМЕЖНЫМИ ПРАВАМИ
А. Предисловие
13. Первые авторские общества, которые являлись не только профессиональными союзами авторов, но также боролись и за признание прав авторов на произведения, были созданы во Франции.
14. Создание самого первого общества такого типа было тесно связано с именем Бомарше. Бомарше вел правовые битвы против театров, неохотно признававших имущественные и неимущественные права авторов. Эти победоносные битвы привели к созданию по его инициативе в 1777 г. Бюро по драматическому законодательству, которое позднее было трансформировано в Общество драматических авторов и композиторов (SACD), явившееся первым обществом по коллективному управлению правами авторов.
15. Более полувека спустя Оноре де Бальзак, Александр Дюма, Виктор Гюго и другие французские писатели последовали примеру Бомарше и создали Общество литературных авторов (SGDL), заседания первой генеральной ассамблеи которого состоялись в конце 1837 г.
16. Однако события, которые подтолкнули к созданию полностью развитой системы коллективного управления, произошли в 1847 г., когда два композитора Поль Энрион и Виктор Паризо, а также автор слов Эрнест Бурже, поддержанные их издателем, предприняли судебный иск против кафе «Амбассадор» на Елисейских полях в Париже, где исполнялась музыка. Эти авторы посчитали вопиющей несправедливостью тот факт, что они должны платить за места и пищу в кафе, в то время когда никто не имел ни малейшего намерения платить за публичное исполнение их произведений оркестром. Авторы приняли смелое и логически верное решение о том, что они не будут платить до тех пор, пока не заплатят им. Авторы выиграли это дело в суде и в результате владелец кафе был обязан выплатить им большое авторское вознаграждение. Данное судебное решение открыло новые возможности для композиторов и авторов текстов. Однако в то же время стало совершенно ясно, что самостоятельно они не смогут отслеживать использование произведений и реализовывать свои права. Понимание этого привело к созданию в 1850 г. общества по сбору гонорара, которое вскоре было заменено ныне действующим Обществом авторов, композиторов и музыкальных издателей (SACEM).
17. В конце прошлого столетия и в течение первой декады нынешнего века подобные авторские организации (так называемые общества по управлению правами на публичное исполнение) были созданы практически во всех европейских и некоторых других странах. Между этими организациями быстро развивалось сотрудничество, и они почувствовали необходимость в создании международного органа для координации своих усилий по созданию более эффективной охраны прав авторов во всем мире. В июне 1926 г. делегаты из 18 обществ образовали Международную конфедерацию обществ авторов и композиторов (CISAC). Членство авторских обществ в СИЗАК с тех пор постоянно расширялось, и в настоящее время в эту организацию в добавление к традиционным обществам входят и общества, управляющие правами на другие виды произведений (такие, как произведения изобразительного искусства и аудиовизуальные произведения).
18. Авторские общества могут быть образованы с различными целями: однако одной из основных и наиболее реальных причин создания такой организации является коллективное управление правами авторов. Это также отражено в Уставе СИЗАК. В соответствии со ст. 5 Устава только организации, управляющие правами авторов, могут быть допущены к участию в СИЗАК в качестве обычных членов.
19. В соответствии со ст.5 Устава под организацией, управляющей правами авторов, понимается организация, которая :
«(i) имеет своей целью и эффективно обеспечивает продвижение неимущественных интересов авторов и защиту их имущественных интересов, а также
(ii) имеет в своем распоряжении эффективный механизм для сбора и распределения авторского вознаграждения и несет полную ответственность за операции, связанные с управлением правами, которые доверены организации авторами, а также
(iii) не управляет (за исключением вспомогательной деятельности) правами исполнителей, производителей фонограмм, вещательных организаций или других обладателей прав».
20. Организация, деятельность которой соответствует только первому или только второму условию, может быть принята в СИЗАК исключительно в качестве ассоциированного члена. Обычно некоторые авторские организации не могут выполнить второе условие.
21. Выражение «авторские общества» используется не только тогда, когда действительно общества, состоящие из авторов, выполняют эти основные функции, но и в тех случаях, когда эти функции выполняются государственными или полугосударственными организациями.
22. Позднее — с развитием новых технологий, приведших к появлению новых видов творчества и новых способов использования охраняемых авторским правом произведений, а также к признанию некоторых новых видов смежных прав — были созданы новые типы организаций по коллективному управлению правами, учредившие в свою очередь и новые международные неправительственные организации. Это, однако, не меняет того факта, что деятельность обществ в сфере публичного исполнения произведений, методами которых чаще всего руководствуются организации по коллективному управлению в других сферах, пока еще представляет собой самую развитую систему коллективного управления правами. И именно поэтому, а не только в силу исторических причин анализ различных сфер применения коллективного управления в данном исследовании начинается с анализа коллективного управления правами на публичное исполнение музыкальных произведений так называемых малых прав.
Б. Коллективное управление правом на публичное исполнение музыкальных произведений «малых прав»
23. Первая наиболее развитая система коллективного управления, как это было сказано выше, была создана для управления правами на некоторые категории музыкальных произведений. Определенные музыкальные произведения назывались произведениями «малых прав», права на эти произведения назывались «малыми правами» или, иначе говоря, правами на публичное исполнение произведений.
24. Музыкальные произведения «малых прав» — это те произведения, управление которыми, как правило, осуществляется коллективно, а музыкальные произведения «больших прав» — это те произведения, управление которыми или, по крайней мере, лицензирование которых осуществляется на индивидуальной основе. Эта последняя категория состоит из музыкально-драматических произведений. Использование таких произведений осуществляется сравнительно небольшим количеством пользователей, и таким образом как практически, так и экономически возможно их непосредственное лицензирование. Недраматические же музыкальные произведения, с другой стороны, используются гораздо чаще и в гораздо большем количестве мест, и именно поэтому управление правами на них на индивидуальной основе с практической точки зрения осуществляться не может. Разграничение этих категорий произведений, однако, является более сложным, чем просто заявление о том, что недраматические музыкальные произведения — это произведения «малых прав» и что музыкально - драматические произведения — это произведения «больших прав». В этой связи некоторые вопросы, связанные с существованием пограничных областей, а также договорами о передаче авторами полномочий организациям по коллективному управлению и договорами о взаимном представительстве интересов, заключаемые между этими организациями, требуют дальнейшего уточнения. Например, недраматическое публичное исполнение некоторых частей музыкально-драматического произведения, имеющих самостоятельное значение (такие, как арии и песни), рассматривается как публичное исполнение «малых прав». С другой стороны, вопрос о том, как и при каких условиях недраматические музыкальные произведения могут стать частью произведений «больших прав» или образовать путем компиляции такие произведения, имеет очень деликатные правовые аспекты. (Необходимо добавить, что традиционное деление на «малые права» и «большие права» может потерять свое значение в связи с расширением перечня прав, управление которыми осуществляется на коллективной основе.)
25. Во время создания первых обществ по коллективному управлению правами на публичное исполнение это право означало только право на исполнение произведения исполнителями перед слушателями. Затем, однако, понятие «права на публичное исполнение», управление которым осуществлялось такими обществами, стало значительно шире. Типовой договор СИЗАК «О взаимном представительстве интересов между обществами, управляющими правами на публичное исполнение» (далее именуемый как «Типовой договор СИЗАК») содержит, например, следующее определение: «В соответствии с условиями настоящего договора выражение «публичное исполнение» включает в себя все звуки и исполнения, доводимые до публики в любом месте на территории деятельности каждого из договаривающихся обществ любым способом, независимо от того, известен ли данный способ и используется ли он на практике, или он будет изобретен и будет введен в практику в период действия настоящего договора. «Публичное исполнение» включает, в частности, «живое» инструментальное или вокальное исполнение, исполнение с помощью механических средств, таких, как грампластинки, провода, звуковые дорожки (магнитные и другие), исполнение путем показа фильма (звукового фильма), путем распространения и передачи ( передача по радио и телевидению, независимо от того осуществляется ли непосредственная или отложенная передача, либо осуществляется ретрансмиссионная передача и т.д.), а также любым процессом беспроводного приема (радио и телевизионные принимающие аппараты, телефонные принимающие аппараты и т.д., а также другие подобные средства и приспособления и т.д.)».
26. Вышеуказанное определение служит доказательством того, что в настоящее время понятие «права на публичное исполнение» гораздо шире, чем оно было в то время, когда общества, коллективно управляющие этими правами, только начинали свою работу. В дополнение к праву на публичное исполнение это право включает право на теле - и радиопередачу, а также право на сообщение этой передачи публике (по кабелю, через громкоговорители и т.д.)
27. Следует также добавить, что слова «малые» и «большие» в выражениях «малые права» и «большие права» необязательно указывают на имущественную значимость затрагиваемых прав. Во многих странах размеры вознаграждения, собираемого на основе «малых прав», гораздо больше вознаграждения, собираемого на основе «больших прав». Эти слова отражают лишь исторический факт, заключающийся в том, что в тот момент, когда «малые права» только еще начинали признаваться и осуществляться на практике посредством коллективного управления, «большие права» уже длительное время осуществлялись, т.е. изначально категория «больших прав» рассматривалась как более важная.
28. Организации по управлению правами на публичное исполнение произведений в основном являются авторскими обществами (в добавление к уже упоминавшемуся САСЕМ во Франции можно добавить АСКАП в США, Пи-Эр-Эс в Великобритании, ГЕМА в ФРГ, СИАЕ в Италии, СГАЕ в Испании, СУИСА в Швейцарии, ЗАИКС в Польше, САДАИК в Аргентине и т.д. [†] ). Статус этих организаций отличается друг от друга, например, формой и степенью контроля за деятельностью этих организаций со стороны правительственных органов, выполняемыми функциями — управляют ли они только правами на публичное исполнение произведений (такие, как САСЕМ, Пи-Эр-Эс) или они управляют также так называемыми «механическими правами» (такие, как ГЕМА, СУИСА), или они являются авторскими обществами, управляющими практически всеми категориями произведений (такие, как СИАЕ, СГАЕ), а также в отношении того, являются ли они единственными организациями по коллективному управлению правами на публичное исполнение произведений или имеется несколько организаций в этой сфере (в США имеются три такие организации : АСКАП, Би-Эм-АйиСЕСАК).
29. В некоторых странах помимо обществ авторов имеются частные структуры, управляющие правами на публичное исполнение ( так, например, в США Би-Эм-Ай является корпорацией, созданной радио и телеорганизациями).
30. В некоторых странах Восточной Европы и во многих развивающихся странах, в частности в Африке, правами на публичное исполнение и другими правами практически на все категории произведений управляют государственные или полугосударственные организации (ВААЛ в СССР [‡], АРТИСЮС в Венгрии, ЮСАУТОР в Болгарии, ОНДА в Алжире, БМДА в Марокко, БСДА в Сенегале и т.д.)
31. Несмотря на то, что система коллективного управления наиболее развита в сфере публичного исполнения музыкальных произведений, все еще имеется много стран, где таких организаций вообще нет либо они есть, но на практике не действуют.
32. Как правило, композиторы и авторы текста передают свои права на публичное исполнение организациям по коллективному управлению либо на определенный срок, либо, что встречается гораздо чаще, без ограничения времени. Такая передача права организациям по коллективному управлению включает также и права на публичное исполнение будущих произведений автора. Передача осуществляется на основе уставов и правил организаций по коллективному управлению, с условиями которых автор явно или неявно соглашается в момент вступления в члены такой организации. По общему правилу организация по коллективному управлению имеет исключительное право давать разрешение на использование произведений, включенных в ее репертуар, сами авторы, как правило, не могут осуществлять свои права на публичное исполнение, переданные организации. Однако имеются некоторые страны ( главным образом это те страны, где в отношении коллективного управления применяется антимонопольное законодательство), где сохраняется возможность индивидуального лицензирования авторами использования своих произведений. Это относится также и к тем странам, где срок передачи авторского права ограничен определенным сроком ( от 3 до 5 лет).
33. В некоторых странах организации по коллективному управлению не имеют членства, а действуют в качестве представителей композиторов и авторов текста в отношении их прав на публичное исполнение. Это имеет место в основном в тех странах, где коллективное управление осуществляют государственные и полугосударственные организации.
34. Независимо от правовых оснований коллективного управления правами репертуар организаций с самого начала формировался, как правило, в качестве национального репертуара, который сам по себе недостаточен для выдачи глобальных лицензий на использование всех охраняемых музыкальных произведений. Однако организации по коллективному управлению получают полномочия на управление иностранным репертуаром путем заключения соглашений с зарубежными организациями. Таким образом, все национальные организации могут давать разрешение на использование практически всего мирового музыкального репертуара.
35. Двусторонние соглашения основываются на Типовом договоре СИЗАК. В соответствии со ст. 3(1) данного Типового договора « Каждое из договаривающихся обществ обязуется охранять на территории, входящей в сферу его деятельности, права членов другой стороны таким же образом и в том же объеме, как это оно делает в отношении собственных членов, и в тех же пределах, в каких страна, где испрашивается правовая охрана, предоставляет эту охрану иностранным произведениям, если только на основании настоящего договора не окажется возможным обеспечить равную охрану при отсутствии равенства в законах. Кроме того, договаривающиеся общества обязуются в максимально возможной мере поддерживать с помощью соответствующих инструктивных положений, применяемых при распределении гонораров, принцип солидарности между членами того и другого общества, даже в тех случаях, когда в результате действия местного закона иностранные произведения подвергаются дискриминации. В частности, каждое из договаривающихся обществ будет применять в отношении произведений из репертуара другого общества те же ставки, способы и средства сбора и распределения гонорара, которое оно применяет в отношении произведений собственного репертуара».
36. Главным инструментом лицензирования публичного исполнения, а также радио и телепередач произведений «малых прав» являются т.н. «бланкетные лицензии», которые, как правило, разрешают пользователям использовать любое музыкальное произведение из мирового репертуара в целях и в течение периода, указанных в лицензии. Обладание правами на национальный репертуар или получение полномочий на другой правовой основе на предоставление этих прав, а также участие в системе двусторонних соглашений позволяют национальной организации предоставлять такие глобальные лицензии. Тем не менее существуют чрезвычайные случаи, когда некоторые охраняемые произведения не принадлежат к репертуару, управление правами на который осуществляется на коллективной основе. В этих случаях существуют различные юридико - технические способы, более подробно описанные в подразделе «ж» Раздела IY, которые могут обеспечить действие системы бланкетных лицензий без создания угрозы нарушения прав пользователей и без необоснованного нарушения прав авторов.
37. В некоторых странах, главным образом в тех, где это вытекает из требований антимонопольного законодательства, организации, управляющие правами на публичное исполнение произведений, могут представлять также не бланкетные лицензии, а «лицензии на программу», которые, как это определено их названием, представляют собой лицензии только на каждую отдельную программу. Более того, пользователи могут действовать и за рамками коллективного управления, пытаясь получить лицензии прямо от авторов. Вместе с тем, в условиях существования возможности получения других форм лицензий пользователи, как правило, не пользуются ими, а выбирают бланкетные лицензии. Это свидетельствует об очевидной выгодности таких лицензий.
38. Обычно ставки авторского гонорара и другие условия лицензирования являются предметом переговоров с объединениями пользователей. Практический эффект от заключенных договоренностей зависит от степени юридической зависимости членов объединения от самого объединения. В том случае, если соглашение заключается с объединением, члены которого юридически зависимы от объединения, ставки авторского вознаграждения и другие условия соглашения имеют непосредственное применение. В иных случаях условия соглашения могут рассматриваться как условия типового контракта, которые в некоторых случаях и в отношении некоторых моментов могут быть и не приняты во внимание членами объединения. В тех случаях, когда пользователи не являются членами объединения, с ними необходимо вести индивидуальные переговоры. В том случае, если организации по коллективному управлению имеют соглашения глобального характера с объединениями пользователей, к категории которых относятся т.н. диссидентствующие пользователи, такие соглашения имеют, по крайней мере, косвенное влияние на ставки и другие условия сепаратных соглашений. В то же время имеются некоторые категории важных пользователей, например, теле - и радиоорганизации общенационального характера, в отношении которых требуется не только ведение отдельных переговоров, но и применение отдельных ставок авторского вознаграждения и других условий лицензирования.
39. В большинстве случаев за лицензионной практикой организаций по коллективному управлению правами на публичное исполнение произведений осуществляется государственный контроль. Довольно редки случаи, когда только лишь гражданский суд общей юрисдикции может разрешать споры, возникающие между такими организациями и пользователями. Несмотря на то, что существуют некоторые способы посредничества, можно различать два основных средства государственного контроля. Первое состоит в одобрении государством достигнутых Рв соглашениях договоренностей, а второе — в существовании специальных судов по рассмотрению конфликтов между организациями по коллективному управлению и пользователями. В некоторых случаях такой контроль может рассматриваться лишь как гарантия против злоупотреблений со стороны обществ по коллективному управлению своим фактическим монопольным положением, но чаще всего такой контроль идет дальше и может вызвать постоянное и активное вмешательство как в лицензионную практику организаций по коллективному управлению, так и в практику по разработке ставок авторского гонорара.
40. Распределение авторского гонорара основывается на двух основных элементах. Первый — это наличие соответствующей документации, а второй — наличие данных о фактическом использовании произведении.
41. Одной из наиболее важных целей технической кооперации между членами СИЗАК является стандартизация «международных фиш» и других форм документации, которой регулярно обмениваются члены организации. Управление огромным количеством документации может лечь тяжким грузом в первую очередь на маленькие общества. Кроме того, необходимо принимать во внимание, что большинство таких данных относится к так называемому «спящему» репертуару, т.е. к произведениям, которые фактически не исполняются. Уже было предпринято несколько попыток упростить обмен документацией и сделать ставку на электронные базы данных. С этой целью были подготовлены более сокращенные, но в то же время гораздо более практичные и более обновленные списки произведений и правообладателей, существующие на электронных носителях, например, такие, как САЕ — список правообладателей (композиторов, авторов и издателей ), показывающий их принадлежность к различным обществам, WWL (мировой список наиболее часто используемых произведений) или GAF (файл генеральных соглашений).
42. В то время, когда имеющаяся документация о мировом музыкальном репертуаре в общем достаточна и даже тревожным образом избыточна, необходимость сбора данных о фактическом использовании произведений ставит перед организациями по коллективному управлению совершенно другие проблемы, а именно, проблему преодоления трудностей при сборе этих данных.
43. Идеальным решением был бы сбор данных, касающихся всех публичных исполнений произведений, и соответствующее распределение гонорара. Однако это невозможно или, по крайней мере, очень трудно. Конечно, в некоторых случаях использования произведений (таких, как теле - и радиопрограммы, концертные программы и т.д.) собрать полную информацию о произведениях, использованных в программе, довольно легко, однако в других случаях это возможно только теоретически. Например, когда речь идет об исполнениях в отелях, на танцевальных площадках, в барах и на дискотеках и т.д., возникает вопрос, должны ли пользователи следить за всеми исполнениями, осуществляемыми оркестрами, «диск-жокеями», музыкальными аппаратами и т.д., и осуществлять подробную запись всех данных, необходимых для организаций по коллективному управлению, либо эти организации должны нанимать инспекторов для того, чтобы они делали всю эту работу. Первое решение вряд ли может быть предложено как общее правило: пользователи могут и должны быть ответственными за предоставление всей информации, которой они располагают, но их вряд ли можно обязать делать такую интенсивную и отнимающую много времени работу. Второе решение потребует найма большого количества инспекторов для отслеживания и регистрации всех деталей во всех музыкальных программах, что в свою очередь вызовет увеличение расходов. В результате, после того как будут готовы все данные для правильного распределения гонорара, практически денег для такого распределения не останется (мы уж не говорим о дальнейших расходах, которые могут возникнуть по обработке огромного объема информации).
44. В этой связи организации по управлению правами на публичное исполнение произведений должны поддерживать соответствующий баланс между двумя противоречащими друг другу целями, а именно: между целью по созданию надежной базы по распределению гонорара и целью по избежанию увеличения расходов, в результате которых необоснованно уменьшалась бы сумма гонорара, подлежащая распределению. В результате этого в системе распределения в большей или меньшей степени, но всегда обязательно, появляется элемент «приблизительной справедливости».
45. Как правило, организации по управлению правами на публичное исполнение получают полную информацию о программах от радио и телеорганизаций (иногда, если в стране большое количество таких организаций, только от основных радио и телеорганизаций ), а также о программах концертов, в том числе концертов «классической» музыки, и некоторых других мероприятий, где исполняется «живая» музыка. В других случаях, как правило, используется выборочный метод. Выборочный метод, применяемый некоторыми организациями, носит едва ли не всеобъемлющий характер, т.е. инспектор организации по коллективному управлению регулярно посещает практически все места, где происходит публичное исполнение (рестораны, музыкальные холлы, бары и т.д.), и собирает информацию о программах в виде списка исполненных музыкальных произведений. Другие организации применяют этот метод более селективно: получению подлежит лишь сравнительно малое количество информации, которое призвано отразить структуру использования произведений отдельными категориями пользователей. В других случаях практически никакой информации от определенных категорий пользователей не собирается (но гонорар, выплачиваемый такими пользователями, распределяется в соответствии с информацией, полученной от соответствующих профессиональных организаций или в сведениях о продажах, сведениях о наиболее популярных авторах, программах радио).
46. Разумеется, применяя такой метод, организации по управлению правами на публичное исполнение могут влиять на распределение гонорара в пользу одних категорий используемых произведений за счет других категорий. Они могут, например, более часто и в более полном виде собирать программы с пользователей, которые в своем репертуаре больше используют национальный репертуар, чем с тех пользователей, которые используют главным образом иностранные произведения. Однако такая протекционистская политика противоречит принципам, содержащимся в ст. 7(1) Типового договора СИЗАК, которая гласит, что «Каждое из договаривающихся обществ обязуется сделать все возможное для того, чтобы получить все программы публичных исполнений, состоявшихся на его территории, и обязуется использовать эти программы в качестве основы для распределения общей суммы гонорара нетто, собранного за эти исполнения».
47. Типовой договор СИЗАК содержит строгое правило, касающееся возможности вычетов из гонорара для целей, не связанных с его распределением. Ст.8 Типового договора СИЗАК предусматривает, что «Каждое общество вправе удерживать с сумм, собранных в пользу другого, процент, необходимый для покрытия своих фактических административных расходов. Этот процент не должен превышать процент, удерживаемый для этой цели из сумм, собранных для членов распределяющего общества, которое должно всегда стремиться укладываться в разумные пределы в этом отношении с учетом местных условий территорий, где оно осуществляет свою деятельность... Каждое общество, если оно не производит дополнительных сборов в пользу учреждений по выплате пенсий, по оказанию помощи или поддержки своим членам, на поощрение национального искусства или в пользу фондов, предназначенных для аналогичных целей, имеет право удержать максимум 10% с сумм, собранных им и причитающихся другому договаривающемуся обществу, на указанные цели».
48. Административные расходы обществ по управлению правами на публичное исполнение составляют, как правило, около 20—30 % от суммы собранного гонорара. Однако имеются некоторые общества, административные расходы которых ниже 20%, но в то же время имеются и общества, которые удерживают более 30% от собранных сумм гонорара для покрытия своих расходов. Однако процентное соотношение административных расходов не может быть выше оправданного или ниже стандартного уровня, многое, зависит от интенсивности и четкости деятельности организации. Деятельность некоторых организаций носит упрощенный характер, и поэтому то, что они делают для правообладателей, управляя их правами, является очень приблизительной справедливостью. В то же время система сбора и распределения других организаций настолько совершенна, что позволяет гарантировать получение гонорара правообладателями в соответствии с фактическим использованием их произведений.
49. Большинство организаций пользуются возможностью вычета не более чем 10% с собранных сумм гонорара на культурные и социальные нужды. В некоторых случаях вычитаемый процент составляет 2, 3 или 5%, но чаще всего 10%. Вычитаемая сумма частично поступает в фонды медицинского страхования и пенсионные фонды национальных авторов и частично используется, чтобы способствовать созданию современной национальной музыки ( премии, выплачиваемые за выдающуюся творческую деятельность, стипендии, призы и т.д.).
50. Правила распределения гонорара, имеющиеся у организаций по управлению правами на публичное исполнение, весьма сложны. Эти правила в большинстве своем представляют собой хорошо разработанную паевую систему, отражающую как значение самого произведения, так и характер его исполнения. Совершенно понятен и принят всеми заинтересованными сторонами тот факт, что количество паев зависит, помимо всего прочего, от длительности звучания произведения. Паевая система, однако, имеет также и особенности, в результате которых эстетическая оценка произведения может играть определяющее значение. Так, например, едва ли не везде установлено, что «серьезные» произведения имеют гораздо больше паев, чем произведения «развлекательного» характера, при том условии, что длительность их звучания одинакова.
51. Само собой разумеется, что, когда какая-либо организация по коллективному управлению применяет паевую систему, то она обязана применять такую же систему и в отношении членов родственной ей организации точно так же, как она применяет ее в отношении собственных членов. В большинстве своем этот принцип соблюдается. Вопрос, однако, состоит в том, что гонорар, распределяемый в пользу своих национальных членов, с одной стороны, и в пользу иностранцев, с другой стороны, посредством паевой системы может регулироваться, и некоторым категориям произведений, например основанным на национальном фольклоре (их авторами в большинстве своем являются национальные члены организации), может присваиваться гораздо большее количество паев, чем другим категориям произведений.
52. Реальная величина гонорара зависит также от частоты распределения и быстроты перечисления сумм, причитающихся своим авторам и другим родственным организациям. Ст. 9(1) Типового договора СИ-ЗАК содержит в этом отношении основополагающее положение. Данная статья гласит: «Каждое договаривающееся общество в соответствии с условиями настоящего договора будет распределять другому обществу причитающиеся ему в соответствии с настоящим договором суммы, таким же образом и в те же сроки, в которые оно производит распределение для своих членов, и, по крайней мере, один раз в год. Перечисление этих сумм должно быть осуществлено не позднее 90 дней после окончания каждого распределения, за исключением надлежаще удостоверенных случаев задержек, произошедших не по вине общества». Типовой договор СИЗАК содержит также детальные положения о возможных санкциях в отношении общества должника, который не выполняет вышеуказанного положения.
_______________________________________________________________________________
[*] В настоящее время д-р М.Фичор в ВОИС не работает в связи с выходом на пенсию (прим. переводчика).
[†] Полные наименования этих и других организаций по коллективному управлению, упомянутых в настоящем исследовании, указаны в Приложении
[‡] В 1991 г. ВААЛ был преобразован в Государственное агентство по авторским и смежным правам (ГААСП). В связи с распадом СССР ЕААСП был ликвидирован и создано Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС). 30 сентября 1993 г. Министерством юстиции РФ был зарегистрирован Устав Российского авторского общества (РАО) — общественной организации по коллективному управлению имущественными авторскими правами. 7 октября 1993 г. РАИС был ликвидирован ( прим. переводчика)
Выдержки из книги "Коллективное управление авторским правом и смежными правами" (исследования и рекомендации по созданию и деятельности организаций по коллективному управлению правами): Женева, 1990
Печатается на русском языке с разрешения и при финансовой поддержке ВОИС при участии Министерства юстиции РФ и Российского авторского общества.
Перевод осуществлен с издания 1990 г. на английском языке. Перевод Туркина А.В. Редактор Дунин В.С.
Ответственный редактор к.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ Ренов Э.Н.
Москва, 1999г.
|