ТАРИФЫ
ЖКХ МОЖНО И НУЖНО СНИЗИТЬ.
1.Политика
- вопросы и события общественной, государственной жизни.
2. Политика-образ
действий, направленных на достижение чего-нибудь, определяющих отношения
с людьми". Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой.
1997г.
1 марта 2005 года вступает
в силу новый Жилищный кодекс Российской Федерации. Пока что основной
проблемой для жителей является вопрос, о том нужно или нет приватизировать
свою квартиру. Однако, на самом деле, это не единственная проблема,
которая появляется в связи с появлением Жилищного кодекса.
На тебе Боже, что нам не
гоже.
Известно, что головной болью
жителей, особенно старых домов, всегда было надлежащее и качественное
жилищно-коммунальное обслуживание. Это не только предоставление коммунальных
услуг (электричество, горячая и холодная вода, канализация, отопление),
но и ремонт внутридомовых сетей, а также ремонт самого дома, где проживают
жильцы.
И вот здесь то и кроется главный "сюрприз", преподнесённый
Жилищным кодексом. Дело в том, что забота о
наших домах уже очень скоро переляжет с плеч городских властей на наши
с вами плечи.
С 1 марта 2006 года государство перестанет отвечать за состояние жилого
фонда, фактически предоставив жильцам самим решать все коммунальные
проблемы.
Такая "реформа" прописана в главе VIII
Жилищного кодекса, которая называется "Управление многоквартирными
домами".
Согласно статье 161 Жилищного кодекса, обязанность
по управлению многоквартирным домом, включая обеспечение безопасного
проживания, надлежащее содержание имущества всего дома (включая крыши,
лестничные клетки, подвалы, все трубы, придомовую территорию), решение
вопросов использование этого имущества, а также обеспечение предоставления
коммунальных услуг, ложится исключительно на жителей дома, т.е. на нас
с вами.
Теперь только собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя
всех расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме
(статья 39 Жилищного кодекса).
В соответствии со статьёй 36 Жилищного кодекса,
наличие у Вас в собственности квартиры означает не только то, что вы
отвечаете только за то, что происходит на ваших жилых метрах. Теперь,
с 1 марта 2005 года, мы с вами автоматически становимся сособственниками
всего дома. Весь дом, со всеми достоинствами и недостатками (в виде
текущих крыш, затопленных подвалов, разбитых подъездов, неблагоустроенной
придомовой территорией и т.п.) становится нашей долевой собственностью.
Это означает, что теперь только мы отвечаем за его состояние и земельный
участок вокруг него. Именно мы будем полностью оплачивать содержание
не только своей квартиры, но и всего дома в целом (статья
158Жилищного кодекса).
Закреплённая в Жилищном кодексе реформа означает, что теперь уже нельзя
будет прийти в ЖЭК и пожаловаться. Теперь, по новому кодексу, мы можем
жаловаться только сами себе как собственники всего дома.
Именно по этому, сейчас во многих домах идут (или недавно прошли) косметические
ремонты. Таким образом, ЖЭУ пытаются убедить власти, что они передают
жилой фонд в совместную собственность граждан в нормальном состоянии.
Однако, наши жилищники, лукаво умалчивают, что кроме свежепокрашенных
подъездов, они отдадут нам в совместную собственность разбитые и текущие
трубы канализации и водопровода, не работающие вентили и задвижки, покореженные
двери и рамы подъездов, дырявые крыши, треснувшие стены домов, загаженные
фекальными массами подвалы.
Наша с вами задача получить это имущество не в виде хлама, а в виде
капитально отремонтированного или заменённого на новое имущество.
Контроль за всем эти не в последнюю очередь принадлежит главным выразителям
воли жителей - ТОСам (территориальное общественное самоуправление).
С 1 января 1996 года вступает в силу Федеральный закон "Об общих
принципах местного самоуправления в РФ",
В соответствии со статьёй 27 этого закона,
органы территориального общественного самоуправления (ТОС) осуществляют
следующие функции:
- представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
- могут осуществлять деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству
территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение
социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей
территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании
договора между органами территориального общественного самоуправления
и органами местного самоуправления с использованием средств местного
бюджета;
- вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных
правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами
и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых
отнесено принятие указанных актов.
Таким образом, в руках ТОСа сконцентрировано огромное количество полномочий.
В сложившейся ситуации, именно на ТОСах лежит обязанность по защите
жителей от коммунальщиков.
Где-то, ТОСы действительно отстаивают права жильцов, заставляя ЖЭКи
производить соответствующие ремонты и замены труб и иного оборудования
(как это, например, имеет место в ТОСах "Горьковский" и "Красная
Горка"). В то же время, некоторые ТОСы (например ТОС "Учительский")
живут в мире и согласии со своими жилищниками (ЖЭУ - 100), которые давно
"прославились" среди народа как объект многочисленных жалоб
на свою работу. Естественно, что жителям таких ТОСов вряд ли следует
ожидать реальной защиты их прав.
Поэтому наша задача как жителей является заставить ТОСы пользоваться
своими правами полностью и не подпадать под негативное влияние ЖЭУ.
Однако, самое интересное развитие жилищной реформы ждёт нас впереди.
Что год грядущий нам готовит.
Вернёмся обратно к Жилищному
кодексу.
Не стоит думать, что нарисованная выше печальная картина с отказом ЖЭУ
обслуживать жильцов, случится сразу же - с первым днём весны. Государство,
вводя новый Жилищный кодекс, предусмотрело годовой переходный период.
В течение этого года (до 1 марта 2006г.), мы еще можем обращаться в
ЖЭК.
Однако это не повод расслабляться. Именно в течении этого переходного
периода жильцы каждого дома обязаны решить как же они будут в дальнейшем
управлять своим домом без государства.
Кодекс, в статье 161, предусмотрел несколько
способов управления многоквартирными домами:
- непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном
доме;
- управление товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом
или иным специализированным потребительским кооперативом;
- управление управляющей организацией.
В то же время, в новом Федеральном законе "Об общих принципах местного
самоуправления в РФ", из статьи, посвящённой вопросам, которые
должны решать городские власти, уже исчезла обязанность муниципалитета
обеспечивать жилищно-коммунальное обслуживание населения.
Таким образом, с 1 марта 2006г. вся тяжесть обслуживания (управления)
жильём ляжет на нас с вами, а мэрии останется только счастливо "умыть
руки": жилищно-коммунальная реформа окончится, поскольку у государства
не останется что-либо реформировать.
Из этого следует, что в срок до 1 марта 2006г. жильцы должны самоорганизоваться
одним из трёх способов, предложенных ст.161 ЖК РФ.
Рассмотри каждый способ более подробно.
Непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном
доме заключается в том, что на общем собрании собственников квартир
большинством голосов принимается решение о заключении договора с той
или иной коммерческой управляющей компанией (которая заменит муниципальные
ЖЭУ). При этом, собственники квартир вправе самостоятельно объявить
конкурс среди управляющих компаний на право заключения договора по управлению
многоквартирным домом.
Условия такого договора формируют сами собственники квартир. В них входит
перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном
доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных
услуг, которые предоставляет управляющая организация. Соответственно
в этом же договоре самостоятельно жильцами и компанией определяется
размер вознаграждения за управление многоквартирным домом. В последствии,
обязанность по оплате этого вознаграждения будет распределяться между
жильцами и составлять часть квартплаты (также, отдельно в квартплату
будет входить оплата коммунальных услуг осуществляемая уже в пользу
Энегосбыта, Горводоконала, телефонистов и т.п.)
Таким образом, жильцы могут влиять на размер своей квартплаты: хотим
мы сразу же капитального ремонта - квартплата гигантская; хотим, что
бы наши дома только поддерживали в их распадающемся виде - квартплата
маленькая.
Кстати, не надо забывать, что финансирование деятельности управляющей
компании может производиться и за счёт имущества, принадлежащего жильцам.
Например, имеется в доме пустой подвал, чердак или неиспользуемая колясочная
- жильцы, как сособственники, вправе сдать их в аренду и за счёт арендных
поступлений выплачивать вознаграждение управляющей компании.
Безусловно, что при рассматриваемом способе управления значительная
роль принадлежит ТОСам. Именно они могут помочь жильцам самооранизоваться
при заключении таких договоров. Более того, именно ТОС в виде юридического
лица, как было указано в первой части нашей статьи, может осуществлять
деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории,
иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых
потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории.
Учитывая, что ТОС является организацией образованной жителями и являющейся
их представителем перед городскими властями, то именно он фактически
является главным звеном жилищной реформы, обеспечивающим права и интересы
жителей.
Управление товариществом собственников жилья (ТСЖ), либо жилищным кооперативом
или иным специализированным потребительским кооперативом является наиболее
эффективным, но и наиболее затратным. Эффективность управления заключается
в том, что ТСЖ является самостоятельным юридическим лицом, обладающим
своим уставом и банковским счётом - следовательно, у ТСЖ гораздо большие
экономические возможности, нежели чем у простой группы жильцов. В то
же время налогообложение ТСЖ, как юридического лица, гораздо более жёстче.
Также и стоимость коммунальных услуг рассчитывается для ТСЖ по повышенным
ставкам, как для организации.
Что же будет, если жильцы не изберут ни один из двух указанных выше
вариантов до 1 марта 2006 года? В этом случае управлять многоквартирным
домом будет управляющая компания, назначенная мэрией самостоятельно,
без согласования с жильцами. Соответственно жильцы и будут оплачивать
ту сумму, которую городские чиновники сами запишут в такой договор с
управляющей компанией от нашего имени.
Как жить дальше решать нам
с вами сообща. Однако, обратите внимание, что об этой жилищно-коммунальной
реформе молчат как федеральные, так и городские власти. Информационный
вакуум приведёт нас к тому, что мы не успеем самоорганизоваться за переходный
период, и вновь, как и раньше, за нас решения будут принимать чиновники.
Любая полуправда, это одновременно - полуложь.
Руководитель юридической
службы АНО "Сибирский Медиа Центр"
Инэсса Рябинина.