О
Б Р А Щ Е Н И Е
"О незаконном выделении грантов из средств бюджета Новосибирской
области"
Уважаемый Анатолий Васильевич!
К Вам обращается общественное
объединение граждан с просьбой рассмотреть нарушения действующего законодательства,
допущенные при проведении конкурса социально значимых проектов, проводимым
Администрацией Новосибирской области в 2003 и в 2004 годах.
Согласно статьи 17 Федерального
Закона № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"- Государство
обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений,
оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление
им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может
выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных
программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты);
заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и
предоставления услуг; социального заказа на выполнение различных государственных
программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной
основе.
Государственная поддержка
общественно полезных программ в Новосибирской области регламентируется
"Положением о целевом финансировании Администрацией Новосибирской
области на конкурсной основе социально значимых проектов, выполняемых
общественными объединениями №569" (далее - "Положение"),
которое было утверждено Постановлением главы администрации области 18.08.2003
года и которое не было нигде опубликовано. На проведение конкурсов было
выделено в 2003 году 4 млн. руб., а в 2004 -9 млн.руб. бюджетных денежных
средств.
Факт не опубликования Положения
и сокрытия, таким образом, условий конкурса от неопределенного круга
лиц, является прямым нарушением принципа гласности в распределении государственных
денежных средств. Отсюда проистекает и кулуарность проведения конкурсов,
которая препятствует участию в нём всех заинтересованных лиц.
Однако, даже неопубликованное,
оно, чиновниками обладминистрации, не исполнялось. Нарушения, повлёкшие
незаконное распределение государственных денежных средств заключались
в следующем:
1.Незаконный субъектный
состав участников конкурса.
Согласно п.1.1 Положения
гранты выделяются общественным объединениям зарегистрированным и действующим
на территории Новосибирской области и города Новосибирска. Эти принципы
развернуты и в п.2.2 Положения: "Право получения грантов предоставляется
общественным объединениям, которые отвечают следующим требованиям:
· созданы на основании федеральных и областных законов;
· зарегистрированы в качестве юридического лица;
· действуют на территории области и города Новосибирска.
Однако, согласно Распоряжений №720-р от 07.07.2004г. и № 1330-р от 27.10.2003г.
губернатора и главы администрации, соответственно, договоры о гранте
были заключены Администрацией области с лицами, не обладающими правом
получения грантов.
Например, на территории Новосибирской области не зарегистрирована Межрегиональная
общественная организация "Правовое общество". Не являются
зарегистрированными юридическими лицами такие образования, как "Общественный
совет по развитию Муниципального образования "Верх- Тулинский сельсовет"
или "Бердское межрайонное правление Всероссийского общества глухих".
Не предусматривает закон и такие образования, как "Новосибирское
философское общество" и "Кыштовская местная организация Всероссийского
общества инвалидов" и др.
В связи с тем, что вся информация о юридических лицах из налоговой инспекции
по Новосибирской области для нашей организации является платной, то
мы не можем предоставить точную информацию по этому вопросу. По Вашему
запросу эту информацию обещали предоставить бесплатно.
По нашим предварительным заключениям, в конкурсах, финансируемым из
областного бюджета приняли участие и незаконно получили деньги налогоплательщиков:
в 2003 году - 32 объединения граждан, а в 2004 году - 42.
2.Несоблюдение конкурсной
комиссией критериев конкурса.
При определении победителей
конкурса конкурсной комиссией не соблюдались требования п.4 Положения,
где сказано, что критериями оценки заявок на выделение гранта являются:
- актуальность представленного социально значимого проекта;
- оригинальность социально значимого проекта, его новизна;
- эффективность социально значимого проекта-конкретный и значимый для
общества результат;
- перспективы продолжения общественно полезной деятельности, указанной
в социально значимом проекте.
Так, например, проект -
"Развитие социальной активности населения в районах Новосибирской
области" получивший грант в 2003 году, представленный Межрегиональным
общественным фондом "Сибирский центр поддержки общественных инициатив",
представлен этой же организацией в 2004 году под именем "Повышение
социальной активности". Причем в конкурсе 2003 года уже получали
гранты организации, подавшие проекты с аналогичным названием, поэтому
можно с большой долей уверенности говорить, что критерий оригинальности
и новизны, а также критерий конкретного и значимого для общества результата
при присуждении государственного гранта конкурсной комиссией не соблюдался.
Так как невозможно достоверно зафиксировать "повышение или понижение
социальной активности населения".
Вообще, вызывает глубокое сомнение само понятие "критерия"
применительно к терминам: актуальность, оригинальность, новизна, эффективность,
значимый для общества результат, перспективы продолжения. Согласно Толкового
словаря русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, 1997 г., критерий
- мерило оценки, суждения. Как эти общие, "газетные" термины
могут являться "мерилом оценки конкурсных работ"? - нам не
понятно!
3.Протекционизм членов конкурсной
комиссии.
У древних римлян существовал
закон: "Никто не может быть судьей в своем собственном деле".
Однако в состав конкурсной комиссии, утвержденной Постановлением главы
администрации от18.08.2003 года № 569, включены представители организаций,
участвующие в конкурсе и вошедшие в последствие в число победителей
конкурса.
Так, например, в число членов конкурсной комиссии 2003 года вошли представители:
МОФ "Сибирский центр поддержки общественных инициатив", Новосибирской
областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов",
молодежного парламента Новосибирской области и некоторых других. Все
эти организации и организации, являющимися подчиненными или зависимыми
от них, участвовали в конкурсе, были признаны победителями и получили
гранты из областного бюджета.
Данный факт нарушает основной принцип выделения грантов, закрепленный
в пункте 1.5 Положения - равенство прав соискателей грантов, так как
другие участники конкурса не имели своих представителей в конкурсной
комиссии и поэтому не имели возможность доступа к документам, подаваемым
на конкурс и не имели права голосовать при определении победителей конкурса.
Согласно положениям части
3 статьи 15 Конституции РФ, любые нормативные правовые акты, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться,
если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Как могли
участвовать на равных условиях в областном конкурсе все общественные
и некоммерческие организации Новосибирской области, если в объявлении
о публичном конкурсе говорится "о проведении конкурса в порядке
определенном Положением…от 18.08.2003 №569", который не был нигде
опубликован?
4.Несоблюдение законодательства
России при организации конкурса.
Согласно части 4 статьи
1057 Гражданского Кодекса Российской Федерации объявление о публичном
конкурсе должно содержать, по крайней мере, условия предусматривающие
существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных
достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды,
а также порядок и сроки объявления результатов конкурса. Однако из объявлений,
опубликованных 25 августа 2003 года, т.е. на неделю позже начала конкурса,
и 6 апреля 2004 года, т.е. на четыре дня позже начала конкурса, становится
ясно, что:
- отсутствует существо задания;
- отсутствует критерии и порядок оценки результатов;
- отсутствует размер и форма награды;
- отсутствует порядок и сроки объявления результатов конкурса;
- отсутствует обязательство организатора конкурса заключить договор
с победителем конкурса, что не согласуется с ч.5.ст.1057 ГК РФ.
-
Кроме того, организатор конкурса не выполнил обязанности, возложенной
на него законом, т.е. статьей 1061 ГК РФ, и не возвратил участникам
конкурса их работ.
Из текста объявлений данных
в 2003году следует, что конкурсы были объявлены по шести направлениям,
а в 2004 году по семи. Все эти направления существенно отличаются друг
от друга, и от этого следует логический вывод, что фактически организатором
были проведены не один, а несколько разных конкурсов. По каждому из
направлений - один конкурс. Теоретически создана возможность ситуации,
когда одно лицо может подать одну заявку, но содержащую несколько проектов,
т.е. по каждому направлению - один проект.
5.Нарушения порядка принятия
решений конкурсной комиссией.
Согласно п.3.4 Положения
председатель конкурсной комиссии утверждает регламент ее работы, определяет
даты заседаний и повестку дня. Из обычаев делового оборота нам известно,
что председатель комиссии руководит заседаниями комиссии. Согласно п.5.2
Положения договор о гранте подписывает председатель конкурсной комиссии.
Этот порядок был нарушен в 2003 году.
В сентябре 2003 года утвержденный председатель конкурсной комиссии и,
одновременно, заместитель главы администрации области уволился из областной
администрации, о чем и сообщил в средствах массовой информации, и стал
официальным руководителем предвыборного штаба одного из кандидатов на
выборную должность главы администрации Новосибирской области. Из сказанного
вытекает, что, либо начальник предвыборного штаба одного из кандидатов
руководил конкурсной комиссией, либо конкурсная комиссия производила
отбор претендентов, без председателя и договора подписывались не лицом,
указанным в Положении.
6.Протекционизм губернатора
Новосибирской области.
29 марта 2004 года губернатором
Новосибирской области было отдано распоряжение №299-р "О проведении
конкурса в2004 году …", которым был утвержден состав организационного
комитета по подготовке и проведению ярмарки общественных объединений,
выполняющих социально значимые проекты. Однако в Условиях и сроках проведения
конкурсов и в 2003 и 2004 годах, утвержденных соответствующими распоряжениями
говориться о том, что организационный комитет проведения ярмарки создается
конкурсной комиссией, и по итогам конкурса.
Возникает предположение,
что глава администрации области (губернатор) каким то образом узнал
об организациях, которые будут выполнять социально значимые проекты
(получат государственные гранты) и включил их представителей в "состав
организационного комитета по подготовке и проведению ярмарки общественных
объединений, выполняющих социально значимые проекты". И все это
до объявления конкурса!
Также, после объявления
начала конкурса в средствах массовой информации, чиновниками областной
администрации с привлечением некоторых общественных организаций, которые
затем участвовали в конкурсе, проводились "консультации и семинары
по написанию проектов". Данная деятельность противоречит смыслу
и существу проведения конкурсов, так как нарушает принцип равенства
прав соискателей грантов. Конкурс объявлен; одни организации уже знают,
как подавать проекты, а другие - еще только учатся их писать!
Все вышесказанное дает основания
предполагать, что конкурсный порядок распределения бюджетных средств
налажен плохо. Присутствуют элементы "грантоедства" со стороны
отдельных общественных объединений и протекционизма, со стороны отдельных
чиновников администрации, что нарушает права, свободы и законные интересы
других общественных объединений и мешает построению гражданского общества,
прозрачности расходования денежных средств налогоплательщиков.
В ежегодном Послании Федеральному
Собранию Российской Федерации Президент России В.Путин сказал: - В нашей
стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений
и союзов. Но далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных
интересов людей. Для части этих организаций приоритетной задачей стало
получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов, для других
- обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов, при
этом острейшие проблемы страны и ее граждан остаются незамеченными.
Должен сказать, что когда идет речь о нарушениях фундаментальных и основополагающих
прав человека, об ущемлении реальных интересов людей, голос подобных
организаций подчас даже не слышен. И это не удивительно: они просто
не могут "укусить руку", с которой кормятся. Разумеется, подобные
примеры не могут быть для нас поводом для обвинений гражданских объединений
в целом. Думаю, что подобные издержки неизбежны и носят временный характер.
Уважаемый Анатолий Васильевич,
просим Вас разобраться в создавшейся ситуации по распределению государственных
средств и принять соответствующие Вашей компетенции меры.
С уважением,
Президент АНО "Медиа
Центр" А.П.Крестьянов
Список постановлений и распоряжений по конкурсам.