Сибирский Медиа Центр
Информация о защите интеллектуальной собственности

Новости

Интервью С.С.Федотова российскому изданию журнала "BILLBOARD" 05 Ноября 2008
 

15 августа приказом Росохранкультуры Российское авторское общество получило государственную аккредитацию по первым двум видам прав. О том, что это значит для рынка, и о ситуации в области сборов отчислений в целом в интервью "Российскому изданию Billboard" рассказал генеральный директор РАО Сергей Федотов.

Почему вы считаете государственную аккредитацию важной мерой регуляции рынка?
Аккредитация для нас - очень полезное приобретение. Мы на протяжении нескольких лет добивались введения этой нормы. Её появление связано с тем, что в нашей стране в 90-е годы и в начале 2000-х существовало огромное количество псевдообществ по коллективному управлению правами, то есть организаций, которые претендовали на сбор вознаграждений, при этом не представляя реальных правообладателей. Такого рода организации пытались лишь осуществлять сбор вознаграждения, о распределении и выплате правообладателям, кажется, никто и не думал. К сожалению, закон 1993 года, действовавший до первого января текущего года, это позволял. Любые два-три физических лица могли организовать некое общество по коллективному управлению правами и собирать деньги. По моим подсчетам, в нашей стране в общей сложности сейчас существует порядка трехсот таких организаций по авторскому праву и смежным правам. Предполагалось два механизма борьбы с этой проблемой. Первый из них подразумевал отказ от института "расширенной" лицензии, позволяющей организациям по управлению правами предоставлять пользователю лицензию на весь репертуар (а не только на тот, который прямо передан в управление организации). Но для пользователя отказ от расширенной лицензии не очень удобен. Например, вещателю намного проще платить в одно "окно" хотя бы авторское вознаграждение и не дробить его между правообладателями. Второй вариант, который в итоге нашел отражение в законе, - это введение института государственной аккредитации. То есть государство должно определить в каждой сфере одну организацию, которая будет вправе "от имени всех" выдавать такую "расширенную" лицензию. Прежде всего, этот вопрос волнует вещательные организации. Безусловно, вокруг этой законодательной нормы было сломано много копий, представители Министерства экономического развития и торговли считали, что это не рыночная мера, что это некое давление на свободную конкуренцию и так далее: и все-таки нам удалось доказать, что это единственный выход из сложившегося положения. Деятельность псевдообществ в нашей стране приводила к одному результату - демпингу. Именно демпинг в установлении ставок выплаты вознаграждения приводил к тому, что в итоге страдали интересы правообладателей, которые получали меньше. Интересы правообладателей были учтены в 4-й части ГК, и были, наконец, определены те шесть видов деятельности в сфере коллективного управления, по которым организации по управлению правами могут получить аккредитацию. Российское авторское общество уже получило аккредитацию на первые два вида - это основные виды деятельности в области авторского права.

Какие это виды?
Это управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подпункты 6-8 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ); осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 1263 ГК РФ). Важно отметить, что итогом заседания Аккредитационной комиссии было единогласное решение о возможности аккредитации РАО. Комиссия приняла во внимание то, что РАО в настоящее время представляет на территории России интересы более 23 тысяч российских авторов, имеющих прямые договоры с обществом, и около 2 миллионов зарубежных авторов в соответствии с договорами о взаимном представительстве интересов с зарубежными обществами. РАО является единственным российским членом CISAC (Международная конфедерация обществ авторов и композиторов). CISAC объединяет более 200 авторских обществ в 114 странах мира.

Сейчас предстоят новые заседания комиссии, на которых решится судьба аккредитации по фонограммным, исполнительским правам и праву следования. Прокомментируйте ситуацию, складывающуюся по этим видам.
Заседание комиссии, на котором были приняты решения по первым двум видам аккредитации, прошло достаточно безоблачно. Всем было понятно, что в сфере авторского права РАО - некий "локомотив" коллективного управления в России, реальных альтернатив которому нет. В остальных классах, безусловно, предвидится определенная конкуренция, потому что, по моим сведениям, на аккредитацию по классам управления правами исполнителей и управления правами изготовителей фонограмм подали заявки четыре организации, и кто из них получит право собирать отчисления, мы узнаем 5 декабря на заседании комиссии. Я считаю, что наиболее реальными претендентами являются, безусловно, Равноправный фонографический альянс (РФА) и Российский союз правообладателей (РСП). РСП - организация, которая была создана в этом году при поддержке РАО. Сейчас мы ведем переговоры с РФА для того, чтобы по возможности как-то объединить усилия, определить сферы деятельности двух организаций и выходить "единым фронтом", отказавшись тем самым от нездоровой конкуренции. Уставами РФА и РСП предусмотрено управление правами как рекорд-компаний, так и исполнителей. Безусловно, РФА более ориентирован на охрану прав изготовителей фонограмм, а РСП - на работу с физическими лицами - исполнителями. РСП использует весь многолетний опыт РАО, членами которого являются более 23 тысяч российских авторов (многие из них, кстати, являются авторами-исполнителями). Если РФА и РСП удастся прийти к консенсусу, мы создадим тройственный союз с участием РАО, РФА и РСП. Такого рода объединение стало бы беспрецедентным для нашего рынка и создало бы все необходимые условия для завершения формирования в нашей стране эффективной и цивилизованной системы охраны авторских и смежных прав. Если мы к этому не придем, то выйдем на аккредитацию как две организации-конкурента. Председатель Правления РФА Ю.Б.Слюсарь и ваш покорный слуга предпринимают все возможные шаги для того, чтобы переговоры закончились успешно, чтобы все три организации начали работать совместно, используя опыт и наработки друг друга. Цель у нас одна, и она очень проста: собрать, распределить и выплатить максимальное количество средств для правообладателей, не важно, автор это, исполнитель или изготовитель фонограмм. Здесь нужно не конкурировать, а сотрудничать, ведь объем нашего рынка без преувеличения колоссален.

РСП - организация новая, расскажите о ней.
Основной причиной создания РСП и нашей значительной поддержке этой организации было то, что на протяжении многих лет обладателям смежных прав (прежде всего, российским исполнителям) было практически невозможно реализовать свои права и получить вознаграждение. Та конкуренция, которая наблюдалась в отрасли в течение последних 10 лет, приводила к тому, что вознаграждение не собиралось, а если и собиралось, то практически не распределялось и не выплачивалось. У нас в РАО есть большое количество авторов, которые являются одновременно исполнителями и изготовителями фонограмм. Это Андрей Макаревич, Юрий Антонов, Сергей Галанин, Валерий Сюткин, Вадим Самойлов и многие-многие другие. В этой связи нам часто задавали вопросы: "А что, собственно, с нашими "исполнительскими" и "фонограммными" деньгами? Мы знаем, что имеем право получения вознаграждения за радио, телевидение и "публичку". Но мы этих денег не видим". Поэтому мы приняли решение поддержать инициативу творческой общественности создать организацию, ориентированную на работу с исполнителями как с физическими лицами и с юридическими лицами - обладателями соответствующих прав. Сегодня она насчитывает более 3 тыс. членов, и мы активно привлекаем новых правообладателей. Это цивилизованная структура, работающая в соответствии с международными нормами, которая не только собирает вознаграждение, но и распределяет и выплачивает его. Важнейшим преимуществом РСП является фиксированный размер отчислений на покрытие расходов Общества. РСП создан в форме общероссийской общественной организации, и мы оказываем РСП максимальные помощь и содействие.

Может ли в нее вступить правообладатель, не являющийся физическим лицом?
Дело в том, что по закону об общественных организациях их членами могут быть либо физические лица, либо другие общественные организации. Мы выработали механизм, позволяющий юридическим лицам передавать нам в управление свои права на основании договора. При этом члены организации и юридические лица, работающие с нами на основании договора, находятся в абсолютно равных условиях. Мы не ущемляем интересы юридических лиц и при создании РСП постарались учесть интересы рекорд-компаний, поэтому в Совет РСП вошли представители компаний - крупных игроков на музыкальном рынке. Они реально воздействуют на работу организации, так что она не имеет перекоса в сторону физических лиц, исполнителей. Равноправие - один из главных принципов деятельности РСП.

В какой стадии сейчас находится работа РАО с телеканалами и радиостанциями?
Мы работаем с вещателями как индивидуально, так и в рамках сотрудничества с Национальной ассоциацией телерадиовещателей (НАТ). Сейчас мы готовим новое соглашение о сотрудничестве РАО и НАТ по вопросам охраны авторских прав. Процесс это непростой, и мнений очень много, причем совершенно полярных. Главной проблемой на данном этапе является не охват плательщиков, ведь сегодня платит большинство вещателей, а вопрос о том, сколько они платят и насколько реальные цифры мы получаем в наших отчетах. Пока до нас не доходит тот объем средств, на который можно было бы рассчитывать, ориентируясь на официальные и полуофициальные оценки экспертов по объемам рекламного рынка (ведь мы получаем процент от объема проданной рекламы). Мы понимаем, что этот рынок у нас сейчас очень сложный, существует огромное количество рекламных агентств, в которых оседает львиная доля выделяемых рекламодателями бюджетов. И главная наша задача - сделать так, чтобы те проценты, о которых мы говорим, мы реально получали и чтобы деятельность вещательных организаций была прозрачной для правообладателей. Можно ли представить современный телеканал или радиостанцию без музыки? Наверное, невозможно. Если используется интеллектуальная собственность наших правообладателей, необходимо выплачивать вознаграждение на тех условиях, которые устраивают самих авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм.

Все новости
Регистрация авторских и смежных прав
Ф О Р У М
КОНТАКТЫ