Сибирский Медиа Центр Защита авторских и смежных прав в Сибирском Федеральном округе
Информация о защите авторских и смежных прав

Новости

Правовое заключение. Новосибирск, 14 декабря 2007г. 21 Декабря 2007

ПРАВОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по итогам изучения действующего законодательства  и судебной практики в сфере интеллектуальной собственности


Настоящее заключение составлено:

Зиновьев Константин Сергеевич, доцент кафедры трудового и земельного права Сибирского университета потребительской кооперации (СибУПК), старший преподавателем кафедры частного права Сибирской академии государственной службы (СибАГС), стаж профессиональной деятельности – 16 лет, и

Кондраткова Надежда Викторовна, ассистент кафедры экономической теории Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ), юрист, стаж профессиональной деятельности – 3 года,
провели исследование правовых отношений, сложившихся не территории Новосибирской области по вопросам сбора вознаграждения за использование объектов смежных прав.

           
Цель исследования – выявление сущности и структуры коллективного управления имущественными правами.

            Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1.              определить цель коллективного управления имущественными правами;

2.              выделить критерии отнесения субъектов к организациям, управляющие имущественными правами на коллективной основе;

3.              провести анализ деятельности действующих на территории Новосибирской области организаций  на предмет соответствия требованиям законодательства, предъявляемым к организациям на коллективной основе управляющим имущественными правами.

В процессе исследования была использована следующая литература:

1.        Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28.09.1999 N 47 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" "Российская газета" ("Ведомственное приложение"), N 221, 06.11.1999.

2.        Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах».

3.       Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака»

"Бюллетень Верховного Суда РФ", N 7, июль, 2007,

4.        Абдулхакова Е.М.. Вопросы коллективного управления смежными правами// Арбитражный и гражданский процесс, 2007. №1.

5.        Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону «Об авторском праве и смежных правах». Охрана интеллектуальной собственности в России. Сборник Законов, международных договоров, правил Роспатента с комментариями/Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц, науч. ред. В.М. Жуйков. Юридическая фирма "КОНТРАКТ", 2005.

6.        Гаврилов Э.П.. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах". Издательство "Экзамен", 2005.

7.        Гражданское право в 2 т. том II. полутом 1: учебник (издание второе, переработанное и дополненное)/ под ред. Е.А. Суханова. Волтерс Клувер, 2004.

8.        Гришаев С.П.. Интеллектуальная собственность: учебное пособие. Юристъ, 2004.

9.        Дорошков В.В.. Вопросы применения законодательства об авторском праве и смежных правах в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации// Информационное право, 2006, N 3.

10.     Костькова О.В., В.А. Тимошенко. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах». Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2005.

11.     Перелыгин К.Г.. Объекты авторского и смежных прав//Юрист, 2006, N 2.

12.     Погуляев В.В., Вайпан В.А., Любимов А.П.. Комментарий к закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». ЗАО Юстицинформ, 2006

13.     Фоков А.П.. Верховный суд России о применении законодательства об авторском праве и смежных правах// Российский судья, 2006, N 8.

14.     Штыров В., Бертовский Л.. Защита авторских прав// Законность, 2007, N 2.

ИССЛЕДОВАНИЕ:

Коллективному управлению имущественными правами посвящен Раздел IV Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее Закона).

Согласно ст. 44 Закона в целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно, могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе.

Организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе должны удовлетворять следующим требованиям:

1.        Организация должна быть создана непосредственно правообладателями, и действовать в пределах полученных от них полномочий (п. 1 ст. 44 Закона).

2.        Организация не должна заниматься коммерческой деятельностью (п. 1 ст. 45 Закона).

3.        Размер вознаграждения за публичное исполнение фонограмм без согласия правообладателя и условия его выплаты определяются соглашением между пользователем фонограммы с одной стороны, и организациями, управляющими правами производителей фонограмм и исполнителей с другой стороны (ч. 3 ст. 39 Закона).

4.        Организация может представлять всех правообладателей, в том числе и тех, с которыми у данной организации  отсутствуют договоры о коллективном управлении их правами (абз. 2 п. 3 ст. 45, п.2 ст.47 Закона).

5.        Полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются непосредственно обладателями  авторских и смежных прав добровольно на основе письменных договоров, а также по соответствующим договорам с иностранными организациями, управляющими аналогичными правами (п. 2 ст. 45 Закона).

            Коллективное управление - это осуществление смежных прав организациями, действующими в интересах и от имени правообладателей (п. 1 ст. 44 Закона).

На территории Российской Федерации деятельность по коллективному управлению имущественными правами обладателей смежных прав осуществляет Некоммерческое партнерство «Российское общество по управлению правами исполнителей» (далее РОУПИ).

РОУПИ является основанной на членстве некоммерческой организацией, созданной непосредственно обладателями смежных прав и осуществляющей деятельность по защите смежных прав исполнителей, производителей фонограмм, по сбору, распределению и выплате вознаграждения за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

Согласно п. 2 ст. 45 Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закона) полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются организации  непосредственно обладателями  смежных прав добровольно на основе письменных договоров, а также по соответствующим договорам с иностранными организациями, управляющими аналогичными правами.

Российские правообладатели, передавшие РОУПИ на основе письменных договоров полномочия на коллективное управление имущественными правами, могут быть представлены в четырех категориях:

1.        Производители фонограмм (порядка 413 правообладателей).

2.        Обладатели смежных прав (163 правообладателя).              

3.        Исполнители (199 правообладателей).

4.        Коллективы исполнителей (41 коллектив).

РОУПИ руководствуясь принципом национального режима, закрепленного в Римской конвенции (1961 г.), представляет на территории Российской Федерации интересы не только отечественных, но и зарубежных правообладателей.

РОУПИ является единственным российским членом Международной организации по защите прав обладателей смежных прав SCAPR, в которую входят организации Австрии (LSG), Бразилии (ABRAMUS), Боснии (UZUS), Китая (CMA), Чехии (INTERGRAM), Англии (PAMRA), Франции (ADAMI, SPEDIDAM), Финляндии (GRAMEX), Эстонии (EEL), Финляндии (GRAMEX), Германии (GVL), Греции (APOLLON), Венгрии (EJI), Ирландии (RAAP), Японии (CPRA-GEIDANKYO),  Малайзии (PRISM), Нидерланды (SENA, NORMA), Польши (SAWP, STOART), Испании (AIE, AISGE), Швеции (SAMI), Швейцарии (SWISSPERFORM), США (SOUNDEXCHANGE), Украины (OBERIH), Словакии SLOVGRAM, Румынии CREDIDAM, Португалии (GDA), Норвегии (GRAMO), Литвы (AGATA), Латвии (LAIPA), Бразилия (SOCINPRO).

РОУПИ также являясь членом международной организации по коллективному управлению имущественными правами AEPO-ARTIS, представляет на территории Российской Федерации интересы 27 организаций по коллективному управлению правами из 21 страны, 17 из которых являются членами Европейского союза.

Ввиду огромного количества субъектов, использующих право публичного исполнения (использования) фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, осуществление правообладателями своих прав  в индивидуальном порядке затруднительно. Поэтому деятельность РОУПИ направлена на обеспечение путем управления на коллективной основе имущественных смежных прав всех правообладателей, в  том числе тех, которые не передали соответствующих полномочий организации (п. 2.3 Устава). Данные положения Устава РОУПИ согласуются с абз. 2 п. 3 ст. 45 Закона, согласно которому организации по коллективному управлению имущественными правами могут представлять всех правообладателей, в том числе и тех, с которыми у данной организации  отсутствуют договоры о коллективном управлении их правами. Данному праву корреспондирует обязанность организаций по коллективному управлению имущественными правами, по требованию обладателей авторских и смежных прав, не предоставивших полномочий организации в отношении сбора вознаграждения, выплатить причитающееся им вознаграждение в соответствии с произведенным распределением (п.2 ст.47 Закона).

В Новосибирской области РОУПИ осуществляет сбор вознаграждения через уполномоченного представителя - Автономную некоммерческую организацию «Сибирский Медиа Центр» (далее АНО «Медиа Центр»).

На основании агентского договора № 074ф от 07.09.2007 г., заключенного меду РОУПИ и АНО «Медиа Центр», последняя вправе совершать юридические и иные действия, направленные на обеспечение деятельности РОУПИ как организации по коллективному управлению имущественными правами обладателей смежных прав, в том числе:

- заключать и подписывать гражданско-правовые соглашения, связанные с защитой и выплатой вознаграждения правообладателям; подписывать все необходимые документы, связанные с исполнением данных соглашений; совершать все необходимые фактические действия, связанные с исполнением данных соглашений;

-  осуществлять сбор вознаграждения за публичное  исполнение фонограмм, передачу  фонограмм в эфир и сообщение фонограмм для всеобщего сведения по кабелю, размер которого зависит от количества посадочных мест, либо от квадратных метров помещения, в котором осуществляется публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

С целью наиболее эффективной реализации функций по обеспечению имущественных прав правообладателей организации по коллективному управлению имущественными правами обладателей смежных прав (РОУПИ, РОСП и РОУСАП) 01 сентября 2006 года заключили Генеральный договор о порядке взаимодействия обществ по коллективному управлению имущественными правами производителей фонограмм и исполнителей. На основании ч. 3 ст. 39 Закона, во исполнение п. 5 Генерального договора РОУПИ, РОСП и РОУСАП  разработали и утвердили Положение о минимальных ставках вознаграждения для производителей фонограмм и исполнителей за публичное исполнение, передачу в эфир, сообщение для всеобщего сведения по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях. Данным Положением размер вознаграждения обладателей смежных прав был поставлен в зависимость либо от количества посадочных мест, либо от квадратных метров помещения, в котором осуществляется публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях. В целом, ставки вознаграждения являются едиными для всех Пользователей и применяются единообразно на всей территории Российской Федерации (п.5.1 Генерального договора).

 Таким образом, РОУПИ отвечает требованиям, предъявляемым Законом к организациям, на коллективной основе управляющим правами производителей фонограмм и исполнителей, то есть:

  1. является основанной на членстве некоммерческой организацией (п. 1 ст. 45 Закона);
  2. создано непосредственно правообладателями, и действует в пределах полученных от них полномочий (п. 1 ст. 44 Закона);
  3. полномочия на коллективное управление имущественными правами переданы непосредственно обладателями  авторских и смежных прав добровольно на основе письменных договоров, а также по соответствующим договорам с иностранными организациями, управляющими аналогичными правами (п. 2 ст. 45 Закона);
  4. может представлять всех правообладателей, в том числе и тех, с которыми у организации  отсутствуют договоры о коллективном управлении их правами (абз. 2 п. 3 ст. 45, п.2 ст.47 Закона);
  5. размер вознаграждения за публичное исполнение фонограмм без согласия правообладателя и условия его выплаты определяются соглашением между пользователем фонограммы с одной стороны, и организациями, управляющими правами производителей фонограмм и исполнителей с другой стороны (ч. 3 ст. 39 Закона).

На территории города Новосибирска активную деятельность по сбору вознаграждения ведет еще одна структура – Автономная некоммерческая организация «Российская фонографическая ассоциация» (далее – АНО «РФА»).

На первый взгляд, разница между РОУПИ и АНО «РФА» незаметна. Лишь детальный анализ деятельности указанных организаций позволяет найти существенные отличия,  свидетельствующие о том, что АНО «РФА» не соответствует требованиям ст.ст. 39, 44, 45, 47 Закона, предъявляемым к организациям по коллективному управлению имущественными правами, и соответственно не является таковой.

Согласно ч. 1 ст. 45 Закона организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, не вправе заниматься коммерческой деятельностью.

В соответствии с п. 2.1 Устава АНО «РФА», одной из основных целей данной организации является обеспечение имущественных прав и защита законных интересов всех правообладателей смежных прав, как являющихся, так и не являющихся участниками Организации, в Российской Федерации и за рубежом в тех случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно. Для достижения указанных целей организация осуществляет управление имущественными правами правообладателей смежных прав на коллективной основе, в том числе осуществление сбора, распределения и выплаты вознаграждения в соответствии со  ст.ст.26 и 39 Закона (п. 2.2 Устава).

АНО «РФА» создана в форме автономной некоммерческой организации.

В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ «О некоммерческих организациях» автономная некоммерческая организация – это  не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

В общем виде порядок предоставления услуг регулируется гл. 39 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Правила главы 39 ГК РФ применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг и других, что позволяет сделать вывод о том, что для оказания услуги требуется заключение договора.

Услуги – это предпринимательская деятельность гражданина или юридического лица, направленная на удовлетворение потребностей др. лиц, кроме деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений. Услуги, как правило, являются результатом непроизводственной деятельности и предоставляются на основании соответствующего гражданско-правового договора между лицом, оказывающим услуги (исполнителем) и лицом, которому оказывается данная услуга (потребителем).

Данным толкованием подтверждается положение закона о том, что услуги оказываются на основе гражданско-правового договора.

В случае с АНО «РФА» заказчик услуги отсутствует, т. е. услуги оказываются лицам, которые данную услугу не заказывали.

Представляется неясным, на каком основании АНО «РФА» оказывает услуги правообладателям, с которыми договор, на основании которого такие услуги должны оказываться, отсутствует. АНО «РФА», согласно своему Уставу, осуществляет сбор в интересах всех правообладателей смежных прав, т.е. в том числе и тех, с которыми у АНО «РФА» отсутствуют соответствующие договоры (абз. 2 п. 3 ст. 45 Закона, п.п. 2.1, 2.2 Устава АНО «РФА»). Складывается ситуация, в которой организация, оказывающая услуги, не может точно указать, кому именно такие услуги оказываются. В настоящее время АНО «РФА» на основании договоров поручения управляет правами только 74 правообладателей. Тем не менее, сбор вознаграждения осуществляется в отношении «всех правообладателей смежных прав» (п. 2.1 Устава).

Исходя из вышесказанного, деятельность АНО «РФА» является предпринимательской деятельностью, осуществляемой в отношении неопределенного круга лиц, причем в случае оказания таких услуг лицам, не имеющим договора с АНО «РФА», услуги оказываются незаконно, т. к. отсутствует договор, на основании которого оказываются данные услуги и заказчик данной услуги.

Кроме того, правообладателям по смыслу ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» принадлежат исключительные личные неимущественные и имущественные права.

В число личных неимущественных прав входят право на имя, право на защиту объектов смежных прав от всякого искажения либо иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству правообладателя и т.д.

Исключительные имущественные права выражаются в праве на использование объектов смежных прав, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования данных объектов.

Обладатель смежных прав может осуществлять сам или разрешать третьим лицам осуществление имущественных прав на основе письменных договоров.

В договорах, заключаемых АНО «РФА» с правообладателями, указано что «производитель фонограмм поручает «Ассоциации» осуществлять управление имущественными правами при использовании всех принадлежащих ему фонограмм или фонограмм, на которые ему переданы исключительные права. Перечень таких фонограмм надлежащим образом перечислен в каталоге, передаваемом «Ассоциации».

Таким образом, в каталоге, передаваемом в АНО «РФА», фактически отражается объем прав, передаваемых правообладателем в управление АНО «РФА».

Между тем, перечень произведений, сами каталоги либо какие-нибудь передаточные документы, подтверждающие факт передачи каталогов, никак не отражены в договорах в качестве неотъемлемой части, приложений к ним.

Следовательно, с одной стороны, РФА с согласия правообладателей получает от правообладателей право передачи имущественных прав правообладателей третьим лицам за вознаграждение, то есть сами имущественные права, что есть ничто иное, как коммерческая деятельность, с другой стороны, не существует доказательств передачи данных каталогов, а, следовательно, и прав АНО «РФА».

По смыслу ч. 2 ст. 45 Закона организация получает от правообладателя полномочия на коллективное управление имущественными правами, а не имущественные права, которые могут передаваться только по авторскому договору. Авторский договор заключается в разрешении использования произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, в уполномочивании лица запрещать подобное использование произведения другим лицам.

Таким образом, АНО «РФА», выступая в соглашениях с правообладателями в качестве организации по коллективному управлению имущественными правами, в то же время осуществляет  коммерческую деятельность, что прямо противоречит требованиям ч. 1 ст. 45 Закона.

Организация должна быть создана непосредственно правообладателями, и действовать в пределах полученных от них полномочий (п. 1 ст. 44 Закона).

АНО «РФА» - это не имеющая членства организация, созданная на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг (п. 1 ст. 10 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В автономной некоммерческой организации создается коллегиальный высший (волеобразующий) орган (п. 1 ст. 29 Закона некоммерческих организациях), имеющий исключительную компетенцию. Вопросы, не включенные в компетенцию высшего органа, решаются исполнительным органом данной организации.

Учредители автономной некоммерческой организации не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут никакой ответственности по ее обязательствам. Они, однако, обязаны осуществлять надзор за соответствием ее деятельности уставным задачам в порядке, определенном ее учредительными документами. Они вправе пользоваться услугами, предоставляемыми созданной ими организацией, только на равных условиях с другими лицами (п. 4 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).

На основании изложенного, можно сделать вывод, что АНО «РФА», хотя и создается правообладателями, последние не принимают участие в принятии решений, управлении делами данной организации, то есть АНО «РФА» фактически действует независимо от воли правообладателей. 

Полномочия на коллективное управление имущественными правами передаются непосредственно обладателями  авторских и смежных прав добровольно на основе письменных договоров, а также по соответствующим договорам с иностранными организациями, управляющими аналогичными правами (п. 2 ст. 45 Закона).

Законодательством в сфере защиты авторских прав установлено в императивном порядке условие осуществления сбора, распределения и выплаты вознаграждений организациями, управляющими правами производителей фонограмм и исполнителей – наличие соглашения с другой отечественной или зарубежной организацией по управлению смежными правами (ч.2 ст.39 Закона).

В соглашениях о порядке выплаты вознаграждения за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, заключаемых АНО «РФА» с пользователями ничего не сказано о наличие у АНО «РФА» договоров с  другими организациями, осуществляющими коллективное  управление имущественными правами. Следовательно, АНО «РФА» действует в своём собственном интересе, не представляя правообладателей.

Размер вознаграждения за публичное исполнение фонограмм без согласия правообладателя и условия его выплаты определяются соглашением между пользователем фонограммы с одной стороны, и организациями, управляющими правами производителей фонограмм и исполнителей с другой стороны (ч. 3 ст. 39 Закона).

Ввиду того, что правообладатели не принимают участие в деятельности АНО «РФА», Положение о минимальных ставках вознаграждения для производителей фонограмм и исполнителей за публичное исполнение, передачу в эфир, сообщение для всеобщего сведения по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, утверждено АНО «РФА» и принято независимо от их воли, а, следовательно, в нарушение  требований Закона.

 

ВЫВОДЫ:

1. Целью коллективного управления имущественными правами является обеспечение имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно.

2. Субъект является организацией по коллективному управлению имущественными правами, в случае если он удовлетворяет требованиям Раздела IV Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах».

3. Из изученных организаций, осуществляющих на коллективной основе управлением имущественными правами, действующих на территории Новосибирской области только НП РОУПИ отвечает всем требованиям предъявляемым законом к соответствующим организациям.

_________________п/п_______________ К.С.Зиновьев

 

__________________п/п______________ Н.В.Кондраткова

 

Все новости
Ф О Р У М
Само-экология
Наши партнеры