Пресс-релиз
"Грабеж"
потребителей сотовыми операторами продолжается...
Пресс-конференция состоялась 11 мая 2004 г. на площадке АНО "Сибирский
Медиа Центр" по заявленной теме: "Победа потребителей: звонки
на Мегафон будут в три раза дешевле". На вопросы присутствующих
отвечали: Рябинина Инэсса Юрьевна - представитель РОО "Сибирский
сутяжник", Горожанкин Игорь Игоревич - представитель АНО "Сибирский
Медиа Центр".
На пресс-конференции обсуждался вопрос, связанный с вынесенным 06 мая
2004 г. решением Комиссии Новосибирского территориального управления
Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
в отношении ЗАО "Сибирские сотовые системы - 900" (оператор
сотовой связи МТС). Данным решением Комиссия признала действия ЗАО "Сибирские
сотовые системы - 900" нарушающими требования антимонопольного
законодательства РФ (пункт 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"),
что выразилось в ущемлении интересов абонентов в части установления
необоснованно завышенной нормы прибыли, включенной в стоимость исходящих
звонков на сеть ЗАО "Мобиком - Новосибирск" (оператор сотовой
связи Мегафон), что привело к ограничению конкуренции на рынке предоставления
услуг сотовой связи в границах Новосибирской области. Комиссией также
было вынесено предписание о прекращении данных действий. Решение и предписание
вступили в законную силу немедленно по их оглашению.
Горожанкин И.И., представлявший интересы АНО "Сибирский Медиа Центр"
- заявителя - в процессе рассмотрения дела Комиссией, рассказал, что
большая часть заседания проходила в закрытом режиме по просьбе представителя
ЗАО "Сибирские сотовые системы - 900" по той причине, что,
якобы, ею будут оглашаться сведения, составляющие коммерческую тайну
(по этой же причине Комиссией принято решение о не направлении копии
мотивированного решения заявителю, что является прямым нарушением пункта
2.15 Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства).
Исходя из той информации, что была доступна в процессе рассмотрения
дела, Горожанкин И.И. пояснил следующее. Со слов представителя закрытого
акционерного общества "высокая стоимость исходящих звонков на сеть
Мегафона обусловлена необходимостью проведения модернизации оборудования
ЗАО "Сибирские сотовые системы - 900" для обеспечения технической
адаптации с сетью ЗАО "Мобиком - Новосибирск". То есть получается,
что указанная модернизация проводится за счет нас -потребителей и фактически
дискредитирует конкурента. В народе про такое говорят: и рыбку съесть
и на елку залезть. Более того, модернизация уже завершена еще в конце
апреля (более точную дату представитель ЗАО "Сибирские сотовые
системы - 900" сообщить не смог), а "драконовские" тарифы
продолжают действовать и по сей день. В обосновании своей позиции представитель
акционеров заняла следующую позицию: "Вы же, прежде чем звонить,
например, в Таиланд, интересуетесь тарифом? Вот у нас просто такой тариф…".
Однако, во-первых, абонент Мегафона, находящийся, к примеру, в соседнем
здании, вовсе не то же самое, что абонент Мегафона, находящийся в Таиланде;
во-вторых, потребитель не должен из своего кармана оплачивать методы
недобросовестной конкуренции, применяемые кем бы то ни было.
Данная позиция была поддержана Рябининой И.Ю., которая пояснила, что
в возглавляемую ею правозащитную организацию обратились несколько граждан
- абонентов МТС и БиЛайн (некоторые из них присутствовали на пресс-конференции)
с просьбой оказать правовую помощь и поддержку по взысканию убытков,
причиненных вышеописанными действиями ЗАО "Сибирские сотовые системы
- 900". В настоящее время готовятся иски для подачи в суд. Рябининой
И.Ю. было также обращено внимание на недопустимость такой позиции Комиссии,
при которой сторона по делу не только лишается возможности ознакомиться
с необходимыми сведениями для выработки позиции в процессе рассмотрения
дела, но и лишается возможности ознакомиться с итоговым решением для
целей, например, его обжалования. Также вызывает недоумение у правозащитников
срок принятия решения Комиссией. Заявление "Сибирский Медиа Центр"
подал в декабре, когда и началось массовое нарушение прав потребителей,
а предписание о прекращении нарушения было вынесено в мае, то есть почти
через полгода. Как раз после окончания модернизации. И информацию о
том, сколько за это время акционеры ЗАО незаконно сняли денег с потребителей,
заботливо охраняет Комиссия. Конечно, о коррупции власти и бизнеса говорить
пока рано, но "осадочек" то, остается.
По итогам пресс-конференции присутствовавшие выразили удовлетворение
решением Комиссии, которым защищены права нескольких сотен тысяч потребителей.
Кроме того, на этом деле наглядно демонстрируется принципиальная схема
функционирования "гражданского общества" в его трех ипостасях:
Власть, Бизнес и НКО, где Власть - это Комиссия НТУ МАП; Бизнес - это
ЗАО "Сибирские сотовые системы - 900", а НКО - это АНО "Сибирский
Медиа Центр (некоммерческая и негосударственная организация).
P.S. После проведения пресс-конференции сотрудники "Сибирский Медиа
Центр" обратились в некоторые организации, являющимися "дилерами"
МТС, Би Лайн и Мегафон с вопросом о снятии дискриминирующего повышенного
тарифа в отношении потребителей, звонящих на пользователей Мегафона.
Ответ был отрицательный.
"SIBMEDIACENTER"